Маркетинг (М.А. Афонасова, 2016 г., 21 с.)
Текстовая контрольная работа состоит из двух заданий: ситуационной задачи и расчетного задания.
Выбор варианта контрольной работы осуществляется по общим правилам с использованием следующей формулы: V = (N × K) div 100,
где V – искомый номер варианта,
N – общее количество вариантов,
div – целочисленное деление,
при V = 0 выбирается максимальный вариант,
K – код варианта.
Варианты 1–10
1. Ситуация.
Основная услуга супермаркета «Перекресток» – реализация продовольственных товаров. Дополнительные услуги – информационно-консультативные. Сопутствующий ассортимент – косметические и хозяйственные товары, бытовая химия.
Задание. Выявите, опишите, какие виды потребностей удовлетворяют реализуемые супермаркетом товары и оказываемые услуги (дополнительные и сопутствующие). Ответ обоснуйте.
2. Задача.
В целях достижения наибольшей прибыли менеджер по ценам исследовал зависимость спроса от цены на товары и рассчитал эластичность спроса по цене на каждый из этих товаров. На основании данных фирмы об объеме продаж, общих издержках и цене товара, представленных в таблице, определите последствия от снижения цены товара (изменение прибыли).
Вариант 11
1. Ситуация.
Швейная фабрика к началу осеннего сезона разработала и изготовила новую коллекцию верхней одежды и предложила ее на реализацию специализированным магазинам. Одновременно с новой коллекцией фабрика поставила остатки нераспроданной одежды из коллекции прошлого сезона.
Задание. Опишите, какие виды спроса и соответствующие им типы маркетинга характерны для новой и прошлогодней коллекций одежды.
На каком этапе жизненного цикла находятся товары этих категорий? Какие
маркетинговые мероприятия необходимо осуществить швейной фабрике
и магазинам, реализующим указанные коллекции одежды. Спрогнозируйте
спрос на них в условиях жесткой конкуренции. Ответы обоснуйте.
2. Задача.
Предприятие стремится расширить рынок сбыта. Какие сегменты выберет: малое предприятие с мощностью в 1000 тыс. ед. в год? Ответ обоснуйте расчетами. Исходные данные для расчетов представлены в таблице.
Вариант 12
1. Ситуация.
Маркетинговый центр получил заказ от сети ювелирных магазинов на проведение исследований по изучению и прогнозированию спроса на ювелирные изделия в трех регионах Российской Федерации: Калужской и Орловской областях, а также в г. Москве.
Задание. Определите и опишите последовательность проведения маркетинговых исследований. Укажите все возможные источники маркетинговой информации для каждого региона, а также методы сбора и обработки маркетинговых данных.
2. Задача.
На региональном рынке офисной мебели конкурируют компании, имеющие следующие показатели по объёму производства и объёму выручки за месяц:
1) По данным, приведённым в таблицах, определить общий объём рынка в натуральном и стоимостном выражении: заполнить строку «Итого».
2) Рассчитать долю рынка каждой компании как в абсолютном объёме выпускаемой продукции (шт.), так и по доходам от сбыта (руб.).
3) Определить компанию, которая имеет наиболее высокую среднюю цену продукции.
Вариант 13
1. Ситуация.
Маркетинговая служба организации (фирмы «Х») по производству и реализации компьютерной техники получила задание разработать проект по созданию и продвижению новой марки компьютера. При этом следует учесть, что фирма (прямой конкурент) уже разработала и представила на ежегодной выставке свою новую модель.
Задание. Определите этапы и мероприятия, обеспечивающие продвижение компьютеров новой марки. Установите и опишите возможные источники маркетинговой информации и каналы распределения. Определите стратегию ценообразования на компьютеры новой марки, выявите вид спроса на них. Спрогнозируйте спрос на компьютеры новой марки, если общая емкость рыночного сегмента составляет 10 тыс. шт. в год, а доля рынка фирмы «Х» на этом рынке составляет 25%. Разработайте комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению новой марки компьютера.
Все ответы обоснуйте.
2. Задача.
Претендентам на должность маркетолога в отдел маркетинга торговой фирмы «Меркурий» предложено выявить взаимосвязи, представленные в таблице, и найти ошибки. Проделайте ту же самую работу. Найдите ошибки в таблице, укажите их. Обоснуйте свои выводы.
Таблица - Взаимосвязь характера спроса, цены и выручки от реализации товара
Вариант 14
1. Ситуация.
Фирма по оказанию IT-услуг выходит на региональный рынок. Задание. Разработайте план мероприятий фирмы по продвижению на рынок IT-услуг, учитывая наличие прямых конкурентов, по форме, представленной в таблице. При разработке мероприятий следует учесть последовательность этих мероприятий и обозначить цель предлагаемого мероприятия.
Таблица - План мероприятий фирмы по продвижению IT-услуг
2. Задача.
Сбытовая фирма, специализирующаяся на поставках продовольственных товаров, приняла решение об освоении нового регионального рынка.
Определите потенциальную емкость регионального рынка по продаваемому продукту в год (тыс. кг) на основании данных таблицы.
Вариант 15
1. Ситуация.
На данном сегменте рынка конкурируют три фирмы – А, В, С. Фирма А в последний день мая провела обследование мнения покупателей по товарам, которые продают все три фирмы. В результате опроса было определено, что престиж товарной марки товаров фирмы А соответствует 40%, В – 40%, С – 20%. Проведенное в конце июля повторное исследование мнения потребителей дало соответственно следующие показатели: 42, 30, 28%. Такая динамика вызвала чувство удовлетворения у руководителя маркетингового подразделения фирмы А. Однако в данной ситуации следует определить, как отразится на рыночной доле фирмы А сохранение такой тенденции в будущем.
При анализе данной ситуации важно определить движение потребительских симпатий от фирмы к фирме. В результате проведенного исследования были получены следующие данные. На конец мая у фирмы А было 400 покупателей, у фирмы В – 400, у фирмы С – 200. Фирма А забрала у фирмы В 120 покупателей и у фирмы С – 20 покупателей. В то же время фирма А отдала фирме В 80 своих покупателей и фирме С – 40. Фирма В забрала у фирмы С 20 покупателей и отдала ей 80 своих покупателей.
Задание.
1. Рассчитайте показатели лояльности (приверженности) покупателей торговым маркам фирм А, В, С, проценты оттока и притока их покупателей.
2. Рассчитайте доли рынка данных компаний А, В, С на конец июня, предполагая сохранение показателей лояльности, оттока и притока покупателей в будущем и при условии раздела рынка между этими тремя фирмами. Проанализируйте складывающуюся тенденцию.
2. Задача.
Разработайте рекламный бюджет фирмы (тыс. руб.), оказывающей услуги по ремонту компьютерной техники, учитывая наличие еще нескольких конкурентов в городе по форме, представленной в таблице. Известно, что выручка фирмы в следующем году составит 12 млн руб., а планируемые расходы на рекламу – 2,5 % от выручки.
Таблица - Рекламный бюджет фирмы
Вариант 16
1. Ситуация.
Индивидуальный предприниматель имеет сеть летних кафе в городе с населением около 500 тысяч человек. Имеет стабильных поставщиков для реализуемой продукции и услуг. Предполагает расширение бизнеса, для чего берёт в банке кредит.
Задание. Заполните таблицу, указав факторы маркетинговой среды, которые могут влиять на работу приведённых ниже организаций.
2. Задача.
Выбрать наиболее предпочтительный сегмент рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей